Круглый стол организован информационно-аналитическим журналом «Бизнес и общество».
Во время своего выступления Лилия Ширяева рассказала о том, что такое корпоративная социальная ответственность? Какой отраслью права регулируется этот институт? Достаточно ли правового регулирования по данному вопросу? Есть ли такая тема в деятельности малого и среднего бизнеса? Где грань между корпоративной социальной ответственностью и функциями государства?
Она отметила, что единого определения понятия «корпоративная социальная ответственность» не существует.
Различные документы и авторы различных исследований определяют его по-разному. Так, например, на уровне Европейского союза центральной идеей корпоративной социальной ответственности признана ответственность предприятий за их воздействие на общество.
В европейской трактовке одним из центральных элементов КСО считается соблюдение основополагающих международных стандартов труда, принятых МОТ – таких, как: свобода объединения, ликвидация принудительного и детского труда, отказ от дискриминации.
Наиболее широкую известность получило определение, данное этому понятию в международном стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», разработанном в 2010 г. Международной организацией по стандартизации. В его разработке и обсуждении участвовали представители правительств, неправительственных организаций, потребительских групп и объединений работников из более чем 160 стран мира, что позволяет говорить о нем как о документе, обобщающем передовой международный опыт.
Россия сформулировала собственную трактовку корпоративной социальной ответственности 2 года спустя после выхода международного стандарта ISO, приняв на его основе ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000:2012 «Руководство по социальной ответственности», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000:2012 «Руководство по социальной ответственности» определяет социальную ответственность как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, которая посредством прозрачного и этичного поведения:
- содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, окружающую среду;
- учитывает ожидания заинтересованных сторон;
- соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
- всесторонне встроена в организацию и применяется в ее деятельности в пределах ее сферы влияния.
Корпоративная социальная ответственность:
- характеризуется добровольностью и инициативностью со стороны бизнеса;
- и исключает формальный подход к обязательствам и принципам, которые компания принимает в качестве базовых для реализации собственной политики социальной ответственности.
К числу преимуществ социальной ответственности для организаций Национальный стандарт относит, в частности:
- улучшение репутации организации и обеспечение большего доверия общества;
- генерирование инноваций;
- улучшение отношений организации с заинтересованными сторонами, что открывает организации доступ к новым перспективам и контакту с широким спектром разнообразных заинтересованных сторон;
- повышение лояльности, вовлеченности и участия работников, поднятие их духа;
- обеспечение экономии, связанной с более высокой производительностью и ресурсоэффективностью, более низким потреблением энергии и воды, уменьшением образования отходов и использованием ценных побочных продуктов;
- предотвращение или ослабление потенциальных конфликтов с потребителями относительно продуктов или услуг.
Считается, что социально ответственный подход к роли работодателя способен, помимо всего прочего, также стимулировать инновационную активность сотрудников и их лояльность, предотвращая конфликты и улучшая конкурентоспособность компании, ее инвестиционную и партнерскую привлекательность.