Бизнес-сообщество обдумало пути борьбы с «потребительским экстремизмом» в строительной сфере

ЭТЦ «Пермэкспертиза» - ваш надежный помощник в развитии бизнеса, предоставляющий комплексную экспертную поддержку по широкому спектру вопросов. 

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
27 Марта 2020

26 марта в Пермской торгово-промышленной палате состоялось заседание круглого стола по вопросам борьбы с «потребительским экстремизмом» в сфере строительства. В роли модераторов встречи выступили директор АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь» Лилия Ширяева и вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов. Среди участников присутствовали представители застройщиков; организаций выступающих на стороне дольщиков; экспертных организаций; государственных органов; организаций объединяющих строителей.

IMG_4617+.jpg

Участники строительного рынка выражают обеспокоенность подаваемыми к строительным компаниям от частных лиц заявлениями с претензиями относительно качества сдаваемого жилья. Причем все чаще и чаще потребители запрашивают не выполнение ремонта, чтобы устранить недостаток, а сразу – возмещение ущерба финансово. Среди заявлений в основном встречаются обращения по возмещению расходов на устранение недостатков, взыскании убытков и прочее.

Участники рынка рассказывают, что на подъездах новых домов появляются предложения от недобросовестных юридических фирм, которые предлагают обогатиться за счет застройщиков. Юристы навязывают свои услуги потребителям, а затем с помощью юридических лазеек пытаются получить компенсацию.

По мнению собравшихся за «круглым столом» экспертов, изменить ситуацию с юридическими претензиями могут поправки в нормативные акты. Так участники заседания озвучили следующие предложения по изменению законодательства, которые помогут им бороться с потребительским экстремизмом в сфере строительства.

  • 214-ФЗ: продублировать ст. 18 Закона о защите прав потребителей;
  • 214-ФЗ: обращаться к застройщику сначала в досудебном порядке. Если застройщик не устранил недостатки, то тогда в суд. В суде сначала требовать от застройщика устранить замечания и в случае неустранения – предъявлять требования по выплате компенсации дольщику;
  • 214-ФЗ: предусмотреть возврат дольщиком некачественного товара (окно, дверь, обои и т.п.);
  • 214-ФЗ: расширить гарантийные сроки: 5 лет – только на конструкции, обеспечивающие безопасность здания; 3 года – инженерные сети; 1 год – отделочные работы; по гарантийному сроку производителя оборудования, материалов – остальное;
  • 214-ФЗ: внести изменения в ст. 9 о формулировке основания для расторжения договора;
  • закрепить законодательно типы/классы/категории объекта/жилья (с описанием основных характеристик): бизнес, комфорт, эконом;
  • закрепить в СП и ГОСТ требования к отделочным работам и материалам в зависимости от типа/класса/категории объекта/жилья;
  • применительно к закону «О защите прав потребителей»: признать помещение в многоквартирном доме технически сложным товаром, а также ввести отдельную главу про урегулирование взаимоотношений (условия претензионного порядка, гарантийные обязательства, сроки исковой давности).

Кроме того было озвучено мнение предложить на федеральном уровне принять законы о регулировании экспертной деятельности (досудебная экспертиза, внесудебная экспертиза) и предусмотреть проведение экспертизы по качеству помещения только с участием застройщика.

IMG_4629+.jpg

Также, в ходе заседания круглого стола было предложено оптимизировать работу с банками, предложив в случае с ипотечной квартирой привлекать к суду банки в качестве 3-го лица, и предусмотреть поступление компенсирующих денежных средств в банк. Также важно, чтобы банк не перечислял денежные средства со счетов застройщика не по целевому назначению (по судебным решениям, которые относятся к другим объектам застройщика).

Отдельно на обсуждение была вынесена работа с судами, а именно изменение судебной практики с применением опыта других регионов в части проверки подлинности подписей дольщиков в претензиях и исках; отказов в рассмотрении дел, если недостатки явные (т.е. дольщик мог это обнаружить при приемке объекта и указать на это застройщику) или эксплуатационные; проведения досудебного разрешения спора (претензионный порядок, неустранение застройщиком недостатков); установления обязанностей и сроков для дольщика по устранению недостатков и представлению доказательств их устранения; четкого разделения назначения и правовых последствий.

Участниками заседания было предложено через Пермский профессиональный клуб юристов провести семинар с судами общей юрисдикции и с Арбитражным судом Пермского края по обзору и анализу судебной практики рассмотрения дел подобной категории.

Касательно работы с Центром стандартизации и метрологии, застройщики считают важным проведение анализа применяемых экспертами методик и используемых экспертами приборов, а также стандартизации требований к экспертным заключениям.

В области взаимодействия с министерствами и ведомствами было предложено:

  • внести изменения в региональное законодательство, исходя из полномочий субъекта Федерации;
  • проанализировать правоприменительную практику на выявление явных перегибов со стороны дольщиков;
  • разработать рекомендации по выработке методики формирования стоимости устранения недостатков;
  • проанализировать деятельность лиц и организаций, склоняющих дольщиков к обращению в суд с целью заработать на застройщиках.
IMG_4649+.jpg
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.